Какими бывают настольные игры. 1 часть

Поделиться:
2013-05-07 11:48:21Просмотрено: 3497 раз(а)

В мире существует больше ста тысяч настольных игр, и каждый год появляется не меньше пятиста новых. У начинающего игрока в магазине настолок в буквальном смысле глаза разбегаются. Нередко даже грамотный продавец затрудняется отыскать настолку, идеально подходящую именно вам. Чтобы самостоятельно сориентироваться в безбрежном море настольных игр, надо представлять себе, какими вообще бывают настольные игры.

Кубик, поле и фишки

Настольная игра в классическом понимании — это коробка, внутри которой лежат правила, поле, фишки, кубики, карты, счётчики, жетоны, маркеры… Состав компонентов может быть разным, но суть неизменна: вы покупаете коробку с кучей картонных, пластиковых или деревянных деталей и можете сколько угодно играть в неё с друзьями. Именно о таких настолках и пойдёт речь в этой статье. На свете есть и по-другому устроенные игры - например, коллекционные, - о них расскажем в следующий раз.

Жанры и направления

Как правило, первые настольные игры, с которыми знакомятся новички, — это пати-игры, или игры для вечеринок. К ним относятся «Активити», «Алиас», «Мафия», «Свинтус» и многие другие. В одних пати-играх вы будете показывать слова, в других — угадывать преступников, но идея у них общая — несложным образом развлечь большую компанию. Нередко игры для вечеринок требуют от участников проявить скорость реакции, эрудицию, ловкость, творческий подход и подобные качества.

Другой общеизвестный жанр — детские настольные игры. Наверное, каждый из нас в детстве бросал кубик и двигал свою фишку вперёд на столько делений, сколько выпало, опасаясь попасть на клетки «пропусти ход» или «вернись в начало». Сегодня существуют и более любопытные настолки для дошкольников — такие как:

 

 

Семейные настольные игры отличаются от детских тем, что в них интересно играть и родителям. Пожалуй, это наиболее массовый жанр настолок, к нему относятся такие всемирно известные хиты, как «Колонизаторы», «Каркассон» и Ticket to Ride. Обычно это несложные игры на развитие, без прямого конфликта между участниками, с продолжительностью партии около часа. Именно семейные игры стоит выбрать для первого знакомства с настолками — а уже потом переходить к более серьёзным.

Настольные игры для более взрослых участников обычно называют стратегическими. Уже из названия можно догадаться, что в таких настолках игрок придумывает собственный путь к победе и придерживается его в расчёте на то, что его стратегия окажется более выигрышной, чем у соперников. При этом тематика игры, или сеттинг, может быть любой: развитие королевства («Доминион»), плантации («Куба»), фермы («Агрикола») или целой цивилизации («Цивилизация Сида Мейера», «Инновация»), фэнтезийное приключение («Громовой камень», Runebound) или война («Игра престолов»), современная экономика («Энергосеть. Россия», «Империал 2030») или космическая фантастика («Борьба за галактику», «Септикон»).

 

Среди стратегических настольных игр обычно выделяют две школы:

 
  • европейская;
  • американская.

 

Европейская школа

 
Европейские игры, или еврогеймы, отличаются сложной математической моделью, практически полным отсутствием случайности и довольно-таки условной тематикой. Такие игры подойдут тем, кто любит просчитывать ходы соперников и десятки вариантов развития событий, но при этом не считает важным эмоциональное погружение.
 

Американская школа

 
Настольные игры американской школы преследуют иные цели. Победа здесь может во многом зависеть от броска кубика или прихода карт, зато арсенал средств для «вживания» в происходящее за столом крайне широк: это и многочисленные иллюстрации, и художественные вставки в тексте правил, и проработка игровой механики специально под антураж. Впрочем, в чистом виде представители обеих школ встречаются не так уж и часто, большинство настолок находится между двумя этими полюсами.

Особая категория настольных игр — филлеры. Это название происходит от английского fill («заполнять») и означает, что такие настолки призваны заполнять небольшие промежутки времени. Например, перерывы между двумя партиями в «большую» стратегию, ожидание запаздывающих игроков, или же просто двадцать минут вынужденного безделья. Филлеры занимают мало места (обычно это просто колода карт), у них несложные правила и быстрые партии. Примеры — «Быстрые деньги», «Золото!» или «Хоббит. Карточная игра».

Карточные игры тоже обычно выделяют в отдельную группу, хотя основание для этого чисто формальное — использование карт в качестве главного игрового элемента. Карточные игры могут быть и филлерами («Золото!»), и стратегиями («Инновация», «Доминион»), и пати-играми («Свинтус 2.0»), и детскими, и семейными («День сырка»). Самая популярная карточная игра в мире — «Манчкин», многосерийное стёбное фэнтези-приключение под девизом «Мочи монстров, хапай сокровища, подставляй друзей!».

Маяки в бескрайнем море

Помимо вышеперечисленных жанров и направлений, в обширной вселенной настольных игр существует множество других: логические игры, военные игры, игры для двоих, игры для взрослых, игры на составление слов, кооперативные игры (в которых участники действуют на одной стороне и либо побеждают, либо проигрывают все вместе) и т. п. Все эти жанры пересекаются и проникают друг в друга: например, существуют карточные филлеры для взрослых или кооперативные стратегии американской школы. В конце концов, каждая хорошая игра уникальна, а жанровые обозначения — не более чем общие ориентиры, которые облегают нам знакомство с настолками, но не могут его заменить.

 

Продолжение в следующей части...