Как играть в Вархаммер 40000: гайд для начинающих
Наверняка вы не раз слышали ёмкое слово "Ваха". Потом, в какой-то момент, вы узнали, что это настольная игра, уважаемая очень многими любителями настолок в целом и варгеймов в частности. Ну а следующим, разумеется, родился вопрос: как играть в Warhammer 40000? И о чём она вообще?
Итак: к 30-му тысячелетию человечество, расселившееся почти по всей галактике, было объединено величайшим из живущих людей – Императором Человечества. Будучи совершенным во всём на свете, Император создал по своему образу и подобию сыновей. Следом за этим Император генетически вывел космодесантников – сверхсолдат, которых возглавляли его сыновья. Под руководством примархов (сыновей Императора) космодесантники победоносно прокатились по всей галактике, подчиняя воле Императора планеты с потерянными в прошлом людьми, и стирали в пыль цивилизации пришельцев, оскорбительно прозванных просто ксеносами. В один чёрный для Человечества день, лучший из сыновей Императора, Хорус, переосмыслил волю Императора, его могущество, связь с потусторонними силами, благодаря которым, быть может, и появились сами примархи. Хорус увидел в отце предателя и труса, который, возможно, своровав силы у тёмных богов, создал для себя оружие, с помощью которого захватывает галактику для себя. Тайком собрав братьев-единомышленников, Хорус начал кровавое восстание против Императора. Итогом этого события, названного "ересью Хоруса", стала гибель самого Хоруса, безвозвратное предательство половины легионов космодесантников с их примархами и изгнание еретиков в "Варп" – потусторонний мир, обитель тёмных богов. Империум на тысячелетия лишился былого величия и погрузился в долгую стагнацию, из которого выберется только в 41-м тысячелетии. Отсюда и берут своё начало сюжеты игр, книг и сериалов.
Особенности игры в настолку Warhammer 40000
Warhammer 40000 – это часть огромного ответвления настольных игр, именуемого варгеймами. У вас есть поле боя, отряды бойцов и точки, с которыми надо взаимодействовать: например, захватывать их. В таких играх крайне важен стратегический подход. Однако что же отличает "Ваху" от других варгеймов?
Во-первых, игра популярная и оттого очень живая – она постоянно обновляется, улучшается, оптимизируя информацию и делая механику более понятной и удобной. Во-вторых, несмотря на свою популярность, "Вархаммер" доступен – это даже близко не самое дорогое хобби. В-третьих, по нему легко найти информацию на любой вкус, которая, к тому же, ещё и регулярно обновляется. И, наконец, в-четвёртых, хотя и не по важности, Warhammer 40000 – это про разный стиль игры.
Глобально игру можно разделить на три типа: свободный, спортивный и нарративный (сюжетный). Свободная игра наиболее подходит новичкам: там меньше ограничений по управлению войсками. У уже опытных любителей вселенной самым популярным является спортивный режим – игроки собирают равные по стоимости очков армии, выбирают миссию и приступают к сражению на поле боя. А нарративная игра позволит вам разыгрывать собственные сюжеты: например, защищать лично придуманную планету или сражаться во имя великих целей.
Упоминавшаяся система очков – это некая внутриигровая валюта, за которую вы "покупаете" воинов. Иначе говоря, каждый юнит имеет свою стоимость, и вы набираете собственную армию исходя из того, как много боевых единиц вы можете себе позволить. Автор одной книги, посвящённой "Вархаммеру", как-то сказал: "Нашим хобби невозможно заниматься неправильно". И это чистая правда, поэтому для того, чтобы начать целую историю ваших успехов и неудач, вам достаточно только найти соигрока и приобрести минимальный необходимый инструментарий.
Выбор армии Warhammer 40000
Во вселенной мира Warhammer множество различных сил и войск. Глобально можно выделить три фракции: Лояльные силы Империума, Силы Хаоса и Армии Ксеносов (внеземных цивилизаций). Разумеется, прежде чем приступать непосредственно к игре, нужно сделать самое трудное – определиться, за кого вы будете сражаться. Чтобы помочь вам с принятием решения, расскажем вкратце о каждом из вариантов.
Лояльные силы Империума
Империум Человечества – это гигантская империя, где проживает почти всё человечество. Естественно, у неё есть собственная армия с подразделениями.
- Кустодианцы – сильнейшие войны на страже человечества, правда, не слишком проворные
- Космодесантники – потомки Императора, подразделения элитных бойцов, закованных в броню и объединённых в легионы
- Серые рыцари, инквизиция и Сёстры Битвы – особые герои человечества, спасающие миры от внешних и внутренних проблем
- Имперская гвардия – самые простые солдаты, превозмогающие демонов, пришельцев и предателей с помощью окопов, артиллерии и силы духа
- Адептус Механикус – владыки технологии, заменившие тела из плоти и крови на кибернетику, испытывающие тягу к технологиям прошлого
- Имперские рыцари – владыки огромных двуногих шагоходов, способных сразиться с крупнейшими врагами Империума
Силы Хаоса
Хаос, или же варп-пространство, – другое, демоническое измерение, полное опасностей, в которое не стоит входить неподготовленному путешественнику. Основные силы Хаоса включают в себя несколько отдельных групп космодесантников, поклоняющихся Хаоситским Богам (кхорнитов – безумцев, свирепо рвущихся в рукопашную, тзинчитов, жадных до тёмной магии и обмана, и нурглитов, которые тысячелетиями распространяют болезни и разложение). На этой стороне выступают и космодесантники Хаоса Неделимого – падшие астартес, не поклоняющиеся никакому богу. Если вы выберете Армию Хаоса, у вас будет возможность играть и за самих Демонов, ворвавшихся в материальный мир и сеющих разрушения.
Армии Ксеносов
Ксеносы – это инопланетные существа, объявленные Империумом главными врагами человечества, которые должны быть уничтожены. Они представлены разными народами:
- Некроны – некогда великая, живая раса, превратившаяся в полчища живого металла и получившая способность самовосстанавливаться в бою
- Великие пожиратели Тираниды, поглощающие планеты с атмосферой и бактериями, – говорят, в далёком космосе их целые галактики
- Культы генокрадов – гибриды тиранидов и людей, внедрённые в людские миры, чтобы подавить на поглощаемой тиранидами планете возможность сопротивления
- Орки – необременяющие свой быт вселенскими вопросами существа, живущие лишь сражениями, которые чем кровопролитнее, тем веселее
- Друкхари и эльдары, по-разному относящиеся к своему бывшему величию "эльфов"
- Молодая Империя Тау – не кровожадные монстры, но крепкая фракция, компенсирующая свою молодость высоким уровнем технологического прогресса и большим количеством мехов
Как играть в Warhammer 40000: Кодексы
На момент 2024 года, года написания этой статьи, "Ваха" прожила долгие 37 лет и здравствует как никогда. Игра постоянно обновляется, старые Базовые правила регулярно меняются. Опять же, на момент написания статьи самые актуальные правила представлены в 10-й редакции. В 10-й редакции для вашей армии пропала острая необходимость в книжках. Правила для каждой фракции вышли в виде Индексов. На протяжении всей редакции к Индексам выходят в свет расширения, именуемые Кодексами. Они добавляют в ваш Индекс вариативность активных и пассивных правил. Собирая тяжёлую или мобильную армию и давая им разные бонусы на выбор из Кодекса, вы создаёте Детачмент. К каждому из своих юнитов следует докупить или распечатать Датащиты – карточки отрядов и моделей, показывающие всю возможную информацию о них.
Поговорим поподробнее о том, что из себя представляют Кодесы и Индексы. Индекс – это свод базовых правил одной армии и того, как они влияют на ваши отряды. Кодексы – это ёмкая книга, содержащая правила одной армий и несколько Детачментов (сборок отрядов), которые по-разному меняют и модифицируют правила армии. Это добавляет большую вариативность, возможность сделать акцент, как вариант, на танках, ближнем бою или элитных отрядах.
Представим: во время выхода новой редакции для космодесантников выходит Индекс. В правилах Индекса говорится, что вы можете точнее стрелять и сражаться всеми своими войсками по одному отряду противника, выбранного вами, каждый ход. При выходе Кодекса вы можете выбрать одно из нескольких дополнительных правил Детачмента. Ваши юниты, стоящие на месте, стреляют ещё точнее и получают бонус, если обороняются и не двигаются с укреплённых позиций. Или вы можете получить бонус для стрельбы в движении, для более манёвренного, штурмового типа боя. Можете вместо всего этого получить бонус на тяжёлую технику и задавить оппонента танковым клином. Также в Кодексе содержится история фракции и несколько десятков вариантов покраса – для вдохновения. Есть в Кодексе и дополнительная информация о вашей армии в сюжетном "нарративном" режиме, добавляющая прокачку ваших армий.
Стартовые наборы Warhammer 40000
Лучший способ начать играть в "Вархаммер" – это, безусловно, приобрести стартовый набор. Для спортивного режима такой вариант вряд ли подойдёт: спортивные армии зачастую переполнены суровой рациональностью, модель должна делать как можно большее за как можно меньшее количество очков. Но для начала всё это "пыль". Главное – иметь хотя бы одного героя, командира и один или несколько отрядов пехоты с техникой или несколько больших монстров – в зависимости от армии, которую вы хотите собирать. Стартовые наборы обычно содержат две армии, поэтому предпочтительнее поделить их с другом или идейным человеком из чата в настольном клубе. Если делить стартер не с кем или, что более вероятно, вам хочется фракцию, отличную от тех, что есть в стартерах, будет выгодно приобрести так называемые "Комбат Патрули". Вы не разживётесь сразу огромной армией, но получите набор из 4-5 отрядов, зачастую с интересной техникой. К тому же "Комбат Патрули" играют друг с другом на равных. Для них существуют специальные правила в режиме свободной игры в правилах коробки и на сайте издателя. Не менее интересным предложением будут "Арми Сеты". "Арми Сет" – это уже полноценная армия на небольшой формат в 1000-1500 очков прямо из коробки. К сожалению, в некоторые сезоны года их попросту не остаётся. Все эти варианты широко представлены в соответствующем разделе на нашем сайте – вы точно найдёте что-то себе по вкусу!
Миниатюры Warhammer 40000
Неотъемлемой частью этого варгейма являются миниатюры: без них просто никуда, ведь они олицетворяют все ваши юниты, а значит, боевые силы. Обычно миниатюры приобретаются разобранными. Ваша задача – собрать их и покрасить, как будет душе угодно. Сборка и покраска – дело не такое сложное, как может показаться. Большинство моделей собираются на клей. Есть модели, собирающиеся без клея, но они всегда ограничены в вариантах сборки.
Многие опасаются красить настолько мелкие детали: боятся испортить конечный результат. А зря: большинство ошибок в покрасе, особенно базовом, легко исправляются, стираются или закрашиваются. Вариантов покраски бывает много. Есть варианты сложного покраса, так называемого художественного, есть варианты для начинающих, благодаря которым несложными приёмами вы вдохнёте жизнь в свою первую, некогда просто серую миниатюру – такой уровень называется "Игровым". Однако какой бы какой уровень сложности вы не выбрали, не забывайте про грунтовку. Грунтовки – это специальные краски, чаще всего в виде аэрозольных баллонов, которыми вы покрываете модель первым слоем, до того, как начнёте окрашивать её в нужные вам цвета. Слой грунта хорошо укрывает всю поверхность и служит основой для краски, не позволяя ей облезать во время контакта с руками игрока.
Первый покрас не может не принести удовольствия. Даже самые простые техники, которые будут понятны новичку, превратят для вас кусок пластика в живого (или нет) бойца, и именно в этом и заключается прелесть процесса. А всё необходимое для сотворения своей личной модельки вы сможете найти на сайте Hobby Games.
Как проходит бой в Warhammer 40000
Как и другие игры, "Вархаммер 40000" имеет особые правила игры, с которыми хочешь не хочешь приходится считаться. Для собранной вами армии вам понадобится распечатать, купить или найти на страницах Кодекса Датащиты – листы персонажей со всеми правилами и параметрами юнита. На Датащите указаны: дальность движения, выносливость юнита, значение кубика защиты, количество здоровья (ран), значение лидерства (для определения состояния морали), навык захвата точек, а также характеристики имеющегося и доступного оружия (количество атак, точность, сила, бронебойность и урон).
Сама игра проходит по раундам, в два хода. Ваш ход, затем ход противника, или наоборот – в зависимости от того, кто ходит первым. Каждый ход состоит из фаз.
Командная фаза – в которую вы можете использовать активные навыки вашей армии и вашего Детачмента.
Затем идёт фаза движения, в которую ваши юниты могут передвинуться на дистанцию показателя движения.
Когда вы переместили всех нужных вам юнитов, вы приступаете к фазе стрельбы. Бросаете кубик за каждую вашу единицу атаки на определение точности этого оружия, затем все попавшие кубики бросаете повторно на пробитие, сопоставляя силу оружия и выносливость цели. Ваш оппонент, по возможности, будет кидать кубик защиты за каждую вашу успешную единицу атаки. Если у оружия есть бронебойность, его значение вычитается из броска на защиту противника.
После фазы стрельбы идёт фаза наступления: вы можете ворваться в ближний бой с противником, находящимся неподалёку от ваших юнитов. Для этого вы кидаете два кубика на дистанцию наступления. Если значение будет выше, чем расстояние в дюймах между вашими персонажами, то наступление прошло успешно, и вы двигаете модели в упор к юниту противника. В случае, если вы выбросили значение менее расстояния между вами, наступление считается проваленным, и ваш юнит остаётся на месте.
После фазы наступления наступает фаза ближнего боя. Он происходит также как стрельба: бросок кубиков на попадание и на пробитие, затем защита, затем, после атаки в ближнем бою, выжившие модели противника бьют по вам в ответ.
Последним делом идёт фаза морали – бросок двух кубиков на проверку лидерства у отрядов, которые понесли в данному ходе большие потери.
Как только ваш ход окончен, начинается ход оппонента. Когда вы оба сходили, заканчивается боевой раунд. Боевых раундов должно быть пять, но в нарративных и открытых играх раундов может быть больше или меньше. В разные фазы на правила вашей армии могут влиять как правила вашей армии, так и правила вашего Детачмента. К примеру, в игре есть возможность бега – она позволит продвинуться дальше обычного, но ваш юнит потеряет возможность стрелять и заявлять наступление. Правила мобильных Детачментов часто позволяют игнорировать такие ограничения и выстрелить или сразится в ближнем бою даже после бега.
Мы надеемся, что теперь, когда вы узнали, как играть в "Вархаммер 40000", эта настольная игра вызвала у вас огромное желание познакомиться с нашим хобби. Клеить модели не трудно – в стартовых наборах упрощённая система сборки. Остаётся только выбрать армию, больше всего подходящую вам по духу, внешности или истории, и можно врываться в бой. Уже в процессе игры вы поймёте, какой тип игры кажется вам наиболее притягательным. Играя в клубах, в частности на игротеках Hobby Games, где вы сможете прийти на обучение по Warhammer 40000, Вы будете обретать знакомства, интересных соперников, накопите багаж будоражащих историй и увидите много отличного покраса – а что ещё нужно для счастья? И не забывайте: в разделе Warhammer на сайте Hobby Games, ассортимент которого постоянно пополняется, вы сможете найти всё самое необходимое и интересное для этого хобби.
Часто задаваемые вопросы
Как начать знакомство с Warhammer 40000?
Помимо стартового набора миниатюр Вам потребуется дюймовая рулетка, чтобы производить необходимые измерения между объектами во время игры. Также Вам понадобится набор шестигранных кубиков. Их ассортимент отличается большим разнообразием, но существуют и специальные наборы для WH40k, в том числе и тематические – в стиле конкретной фракции. Важным дополнением будут книги правил, о которых мы писали выше, а также наборы карточек с наборами миссий, которые продаются отдельно. Для переноски вашей армии существуют различные виды кейсов, а для оформления ваших миниатюр – огромный выбор красок, кистей и инструментов для сборки, собранных в разделах "Краски и кисти" и "Моделирование" нашего сайта. Также для комфортной игры вам понадобится игровое покрытие (мат) и элементы ландшафта из раздела "Игровой террейн".
Что входит в стартовый набор Warhammer 40000?
Наполнение стартовых наборов от фракции к фракции разное, но логика у них примерно похожа – внутри будет около 4-5 отрядов (иногда вместо отряда может быть какая-то техника или монстр), а также несколько одиночных персонажей – героев для вашей армии.
Какая сейчас актуальная редакция Warhammer 40000?
На момент октября 2024 года актуальной редакцией игры является 10-я.
Сколько времени длится настольная игра Warhammer 40000?
Зависит от типа игры. Свободная игра в среднем длится от 1 до 2 часов, спортивная – 3-5 часов, а нарративная в своём роде объединяет эти временные рамки и может занять от 1 до 5 часов вашего времени.