Major Fun и The Spiel of Approval в этом году
Свежие обладатели + несколько историй
Для квадратного баннера использовано изображение cropped-majorfunaward-600-300x300.jpg с сайта majorfun.com
Для горизонтального баннера использованы следующие изображения с BoardGameGeek: pic8518419.png / Diatoms Final Box Cover Art (from Ludoliminal) / 2024 [Fair Use]; pic7921978.jpg / Odin, Helvetiq, 2024 – front cover [CC BY 3.0]; pic7452200.jpg / Box Cover / R2i Games / 2023 [Fair Use]
Премии Major Fun и The Spiel of Approval присуждаются одними и теми же людьми, но не имеют церемонии награждения и временных рамок, потому носят регулярный характер и являются скорее знаками качества.
Обычно за год для каждой набирается по десятку обладателей. В этом году результат пока скромнее, хотя впереди ещё много времени, чтобы наверстать. Знака Major Fun удостоились две игры, а The Spiel of Approval – и вовсе одна.
Но прежде чем перейти к ним, хотелось бы для начала рассказать об истоках этих премий.
Минутка истории
Есть такой фонд The Spiel Foundation – американская некоммерческая организация, призванная сделать мир более играющим. В ней верят, что игры – мощная позитивная сила, ведь чем больше мы играем вместе, тем лучше может стать жизнь для всех вовлечённых, и что веселье – универсальный язык, который объединяет всех нас.
Чтобы создать игровой стол, за которым всем будут рады, TSF принимает игры от спонсоров или приобретает их со скидкой на собранные фондом деньги, а затем передаёт в детские больницы, дома престарелых, приюты, общественные центры, детские клубы, школы, библиотеки и прочие подходящие заведения (включая тюрьмы). Начиналось всё с собственных территорий, а затем география разрослась до Европы, Южной Америки и Африки.
Фонд основали в 2007 году Стивен Конуэй и его соведущий, на что их сподвиг успех собственного подкаста The Spiel. Идея пришла на очередном сборе слушателей Spiel-a-thon, так что большая игротека, организованная для игр и веселья, превратилась в первый сбор пожертвований.
Сам подкаст никуда не делся и, как и прежде, освещает новости индустрии, обсуждает проекты и в целом рассказывает о таком разном, но захватывающем мире настольных игр. Каждый сезон шоу состоит из двух частей: эпизоды выходят с февраля по июнь, а затем – с августа по декабрь.
Более того, команда хочет открыть в Индианаполисе игровой центр имени геймдизайнера и теоретика развлечений Берни де Ковена, а затем превратить его в студию The Spiel и место для проведения игротек, небольших конвентов, выставок и семинаров, сбора, подготовки и отправки посылок с радостью.
В 2017-м Стивен Конуэй принял предложение возглавить премию Major Fun, изначально учреждённую Берни де Ковеном и существующую более 20 лет. С тех пор игры, задействованные в подкасте, автоматически становятся претендентами на получение пары знаков качества: Major Fun и The Spiel of Approval. В очереди на рассмотрение сотни игр, и их поток не иссякает, так что выбирать есть из чего.
Major Fun Award чествует игры, которые подходят для досуга с детьми и посиделок в семейном кругу или шумной компании друзей, а The Spiel of Approval Award – игры с более вдумчивым и стратегическим геймплеем. Но обе премии хотят помогать людям строить и поддерживать крепкие и здоровые отношения.
Свежие обладатели знака Major Fun – Diatoms и Odin
Чтобы удостоиться этого знака качества, игра должна соответствовать целому ряду критериев:
- обладать всеобъемлющими, но понятными правилами, которые можно изучить за 5–15 минут;
- подходить для широкой аудитории, играться за час или менее, оставаться увлекательной от партии к партии;
- быть самобытной, сделанной на совесть, простой в хранении, способной побуждать людей улыбаться и смеяться, а также достаточно глубокой для того, чтобы пережить не одно издание.
Как следствие, игры, отмеченные этой наградой, легко адаптировать для игроков младшего и старшего возраста, подстраивать под разные игровые предпочтения и способности, усложнять или упрощать, делать длиннее или короче, воспринимать проще или со всей серьёзностью.
Diatoms – конкурс на составление микроскопических мозаик.
Шестиугольными жетонами, состоящими из нескольких узоров разного цвета, в игре представлены колонии диатомовых водорослей. Игроки размещают их на общем игровом поле, раз за разом получая за это фишки диатомей разных цветов и форм в соответствии с тем, сколько слоёв и какого цвета они соединили.
Затем эти разноцветные фишки: круги, овалы, треугольники, квадраты и звёзды – размещаются игроками на личных планшетах. Очки присуждаются за соответствие цветов, разнообразие форм и симметрию вдоль центральных линий мозаики. Также можно играть со случайной "гостевой" картой судьи, которая задаёт ещё один критерий.
Игра выпущена в марте 2025 года усилиями двух издательств – Ludoliminal и 25th Century Games.
Ludoliminal – независимая студия по разработке и изданию настолок из Питтсбурга. Компанию основала Сабрина Кулиба, чтобы выпускать красивые и уникальные игры для людей всех возрастов, помогать им лучше понимать себя, друг друга и окружающий мир.
Будучи мамой, Сабрина обнаружила, что игры укрепляют отношения и помогают вырастить рассудительных, жизнерадостных и в целом счастливых детей. А в роли геймдизайнера она усвоила, что, пройдя полный цикл разработки, человек развивается и становится всё лучше.
25th Century Games – издательство, базирующееся в Атланте, Джорджия, чей слоган: "Мы делаем неземные игры, которые собирают людей вместе". Компания работает по двум направлениям: разрабатывает собственные игры и распространяет их по миру при помощи партнёров, а также локализует чужие проекты.
Diatoms недавно также получила Mensa Select – знак качества от американского отделения всемирной организации "Менса", которая объединяет людей с высоким коэффициентом интеллекта. Каждый год его члены собираются на игровой марафон Mensa Select® Games, чтобы попробовать новинки и выделить из них самые достойные.
А Odin – карточная игра о викингах, выпущенная в России издательством "Стиль жизни" как "Воины Одина". Её прототип вообще назывался "Вальхаллой", и не зря: просто попробуйте, сбрасывая комбинацию в ходе партии, представить поле битвы, отчаянно сражающихся викингов и павших воинов, что отправляются в небесный чертог. (Иллюстрации игры тоже навеяны скандинавскими мифами, а если точнее, персонажами из них.)
Колода игры насчитывает 54 карты с номиналом 1–9 в шести цветах. Задача игрока – избавляться от карт и прийти к концу партии с наименьшим числом штрафных очков.
Раунд начинается с того, что игроки получают по 9 карт из колоды. Ход передаётся по часовой стрелке, а активный игрок решает, сыграть ему карты или пропустить ход.
В первом случае нужно выложить столько же карт, сколько лежит на столе, или на одну больше, но так, чтобы значение новой комбинации было таким же или выше.
Можно выкладывать карты одинакового номинала или цвета. Выложенные карты располагаются в порядке убывания цифр, а получившаяся последовательность и называется значением комбинации. Например, карты "2" и "8" дадут 82, а карты "2", "9" и "4" – 942.
Если игроком были сыграны последние карты с руки, раунд заканчивается, а его соперники записывают себе по штрафному очку за каждую оставшуюся на руке карту. В противном случае игрок обязан забрать в руку одну карту из предыдущей комбинации, а остальные её карты отправить в сброс, после чего передать ход дальше.
Если все игроки подряд пропустили ход, комбинация сбрасывается, а игрок, который её и сыграл, начинает новую – как и положено, с одной карты. Или, если у него остались на руке только карты одного номинала или цвета, выкладывает все их разом и заканчивает раунд.
А чтобы закончилась партия, нужно, чтобы кто-нибудь набрал положенное число штрафов (15 – это стандарт, 10 – короткая игра, а 20 – длинная).
Major Fun – не единственная награда Odin. Игра в этом году завоевала золото в основной категории As d'Or – главной настольной премии во Франции.
А издал её международный издательский дом Helvetiq, который основан в 2008 году и базируется в Швейцарии, имея офисы в Лозанне и Базеле.
Каталог этой компании формируется преимущественно из несложных игр, начиная семейными и заканчивая пикантными вечериночными, а также печатной продукции: пазлов, книг, включая детские и поваренные, графических романов и пр.
Helvetiq начала свой путь с выпуска одноимённой игры о Швейцарии, а затем вышла за границы родины, освоив англоязычный, немецкоговорящий и франкофонский рынки. Спустя годы продукция компании представлена в сорока странах и переводится на 15 языков (кстати, в её команде разговаривают на четырнадцати!).
Игра Helvetiq мгновенно стала живой классикой: только в Швейцарии продажи перевалили за 40 000 экземпляров. Хобби превзошло все ожидания основателя издательства Хади Барката – швейцарца алжирского происхождения, писателя, геймдизайнера, аналитика и инженера. Но и начало отнимать больше времени, чем он ожидал, так что в 2010-м Хади решил бросить всё и полностью посвятить себя Helvetiq.
В 2011-м детская одержимость флагами кантонов Швейцарии нашла выход в виде образовательной игры о путешествиях Cantuun. И, наигравшись со Швейцарией, Хади решил сделать своей игровой площадкой весь мир. А начал с запуска в августе 2014-го карточной линейки Matchbox, игры из которой разошлись по пятнадцати странам.
Дальше компания дополнительно занялась книгами, открыла второй офис (тот, что в Базеле), приняла новых людей и принялась целенаправленно ездить по выставкам, совершила первые шаги на рынке детских настолок...
Своё 10-летие коллектив отпраздновал 10-дневным путешествием по Польше. Причём не забывая о работе: ребята посещали фабрики, дорабатывали новые идеи, наведывались в местные клубы и к издателям.
Прошли годы, и теперь в линейке Pocket Games, куда входит и Odin, больше десяти наименований, а её общие продажи стремительно приближаются к миллиону копий. Разрослась и серия путеводителей с пешими маршрутами, которую начала в 2014 году книга Beer Hiking Switzerland.
В 2021-м Helvetiq приобрела книжное издательство Bergli Books, ведущее свою историю с 1988 года. В 2022-м компания открыла американское подразделение, а в 2023-м – приняла в свою семью немецкое издательство Steffen Spiele с 20-летней историей, которое выпускает логические стратегии с деревянными компонентами.
Свежий обладатель знака The Spiel of Approval – Fromage
Этим знаком выделяются игры, которые:
- поощряют вдумчивость и выстраивание стратегий;
- опять же имеют всеобъемлющие и понятные правила, а также сделаны на совесть;
- увлекательны, поскольку побуждают думать;
- становятся всё интереснее с каждой новой партией;
- и оригинальны, хотя бы частично.
Зачастую выделенные игры нравятся опытным настольщикам, хотя и не являются исключительно геймерскими, предлагают несколько путей к победе и дарят незабываемые моменты и воспоминания.
Fromage – евроигра с размещением работников, одновременными ходами и вращающимся трёхслойным игровым полем, которая предлагает производить, выдерживать и продавать французские сыры ручной работы.
Игрок раз за разом одновременно с другими выставляет своих рабочих в доступном ему секторе, чтобы добывать ресурсы и производить сыр. После этого поле поворачивается, сыр зреет, а игрок получает доступ к новому сектору.
Вкладыши секторов в поле можно менять, что вместе с асимметричными планшетами игроков обеспечивает вариативность и реиграбельность.
Игра отметилась среди номинантов премии Golden Geek Awards 2024, причём в трёх категориях: "Лучшие иллюстрации и оформление", "Инновационная игра" и "Игра года в среднем весе".
В России игру выпустит компания Crowd Games, но изначально это творение Road To Infamy Games (R2i Games) – издательства, которое родилось в октябре 2014 года в обычной чикагской квартире.
Её основатели Джеффри Чин и Эндрю Нергер изначально придумывали ролевые игры для себя и своих друзей. Но в конце концов решили превратить весёлые посиделки в воспроизводимый игровой опыт, для чего и создали компанию.
Джеффри в ней выступает арт-директором, а заодно отвечает за предпроизводственную подготовку проектов, когда как Эндрю занимается финансами, производством и прочими бизнес-процессами.
Как авторы, они работают вместе и придумывают лёгкие и средние игры с простыми для усвоения правилами, но стратегическим геймплеем.
Собственными проектами, как то "Холст" (Canvas), R2i не ограничивается и готова выпускать игры сторонних авторов; Fromage как раз одна из них.