Сказители в конце года отправятся на остров юных
Hobby World в конце 2025 года выпустит в России игру Tír na nÓg. О ней сегодня и пойдёт речь.
Золотой путь на Тир на Ног – остров вечной молодости, идеального климата и беззаботности – снова открыт, и туда уже устремились лучшие кельтские сказители, чтобы вернуться оттуда с историями своих странствий и созданий, которых они повстречают в дороге, и сложить из полученного опыта саги.
Если изложить то же самое с точки зрения механик, игроки на протяжении пяти раундов выставляют фишки на рынок, чтобы забирать оттуда карты в руку, а затем разыгрывать перед собой, формируя собственные саги. К концу партии сага игрока обычно превращается в 3 ряда карт, по 5 штук в каждом. При этом для каждого ряда действуют свои правила начисления победных очков. Также игроки получают победные очки за самые большие области, состоящие из карт одного цвета. (Для партии требуется 1–5 игроков 13+ лет и 30–45 минут.)
А дальше чуть подробнее.
Изображение pic8402314.png с портала BoardGameGeek / Tír na nÓg, Grand Gamers Guild, 2024 – front cover [CC BY 3.0]
Оно же использовано для обложки
Сердце игры – 96 карт приключений, разнесённых по четырём цветам. Каждый игрок получает 5 таких в начале партии. Затем картами из колоды формируется Другой мир – общий рынок, сетка 3×3 (с пустым центром), 3×4, 3×5 или 3×6 для двух, трёх, четырёх или пяти игроков соответственно.
На партию выбираются 3 карты гейса, и каждый игрок получает по копии каждой. Гейс – это кельтский обет или запрет, выполнение которого приносит блага, а нарушение – кару. Уникальных карт гейса в коробке 12 штук (а всего их 50). Именно они задают, как набирать победные очки в нижнем, среднем и верхнем рядах своей саги.
А ещё есть карта Тир на Ног, которая сообщает, сколько очков можно получить за самую большую одноцветную область из карт и за вторую по величине. Каждый цвет при этом имеет значение и рассматривается отдельно. При игре составом 1–3 игрока карта Тир на Ног выкладывается одной стороной, а для 4–5 – другой.
Раунд проходит в три фазы и начинается с фазы странствий: игроки отправляют фишки своих сказителей в Другой мир, выставляя их на границы между двумя картами приключений (но не в углах, а посередине кромок), попутно блокируя места для соперников (хотя эффекты некоторых карт позволяют обходить эту блокировку).
В распоряжении игрока 3 фишки сказителей. Он выставляет их по одной в ход, все 3 в течение фазы. (То есть всего таких фишек в коробке 15.) Фаза начинается с хода первого игрока, а ход передаётся по часовой стрелке.
Фазу саги начинает сосед первого игрока справа, а ход теперь передаётся против часовой стрелки (то есть последний становится первым). В свой ход игрок забирает в руку одну из смежных его фишке карт, а саму фишку возвращает домой (себе в запас), после чего добавляет любую карту с руки в свою сагу, учитывая ограничения с карты гейса.
Сказители, рядом с которыми не осталось карт, становятся затерявшимися в Другом мире. Когда там останутся только они, игроки начнут в порядке очереди для этой фазы забирать по фишке, чтобы отправить в руку любую из оставшихся карт. Сказители при этом привычно возвращаются домой.
Фаза заканчивается, когда все сказители покинули Другой мир, а игроки расширили свои саги на 3 карты.
Фаза очистки начинается с того, что каждый игрок сбрасывает карту с руки. Если при этом карт там не осталось, значит, прошли все 5 раундов – и пора оценивать получившиеся саги.
Иначе начинается новый раунд: 3 оставшиеся в Другом мире карты сбрасываются, и он заполняется по новой картами приключений из колоды, а фишка первого игрока передаётся соседу по часовой стрелке, после чего наступает фаза странствий.
У карты приключения есть цвет, достоинство, выраженное числом из промежутка 0–8, значки и эффект, который может действовать постоянно, срабатывать при розыгрыше, активироваться во время фазы странствий, фазы саги или при подсчёте очков.
Эффекты позволяют перемещать карты в саге или менять их местами, а также изменять их цвета и достоинства (для учёта этого в коробку заботливо положили 24 жетона смены цвета и 23 жетона достоинства).
Подсчёт очков ведётся на листках из блокнота. Отдельная карта приносит очки в количестве, равном её достоинству (а наборы работают по-другому). Приведём несколько примеров:
Сторона карты Тир на Ног для 1–3 игроков говорит, что 8 очков положено за самую большую область в каждом цвете и 3 очка за вторую по величине. При этом учитываются карты, которые соединены друг с другом в цепь (по вертикали и/или горизонтали).
Одна из карт гейса для верхнего ряда гласит: зачти каждую карту, которая отличается по достоинству от всех карт в своём ряду и по вертикали, и по горизонтали.
Пример карты гейса для среднего ряда: зачти каждую карту, достоинство которой ниже, чем у карты слева.
И для нижнего ряда: получи очки за наборы карт в этом ряду (две карты одинакового достоинства приносят 5 очков, 3 карты – 10 очков, 4 карты – 15, а 5 – 20).
Также имеется достаточно простой одиночный режим, реализованный при помощи пары страниц с правилами и двусторонней карты Балора – хтонического противника из ирландской мифологии, предводителя народа фоморов, которые правили страной до появления там людей.