История настольных игр. Выпуск 7: Карты, Деньги, два Гуся!

01 окт 2024 16:00
Просмотрено: 2359 раз(а)
"Как гусь подбитый на лету..."

В предыдущих статьях мы много говорили о древних настольных играх с полем, а теперь немного об истории игральных карт. Появились они в Китае, и выглядели вот так:

 

Но это к слову, а вообще важнейшей вехой в появлении игральных карт было изобретение печатного пресса в Германии 1439 года Иоанном Гутенбергом:

И именно с помощью такого красавца напечатали первую печатную настольную игру. НО! Европа имела очень сложные отношения с играми, и особенно азартными. И в 1452 году один из католических жрецов зачитал такую убедительную проповедь, что население Нюрнберга развело костер в центре города, и сожгло 3640 досок для нард. Какую же первую печатную настольную игру эти истово религиозные люди могли произвести?

 

Это "Королевская игра о гусях" или "Гусиная игра", которую напечатали в 1587-м:

И эта игра ужасна. Это игра-гонка, где вы кидаете два кубика, ходите по клеточкам, среди пустых клеток есть всякие домики, лабиринты, тюрьмы и прочие символы, каждый – со своим эффектом. По сути – почти современный "Талисман".

И, кроме всех перечисленных символов, по каким-то неизвестным причинам в игре много гусей. И если вы остановитесь на гусе, то ваше передвижение удваивается. И это – "полом".

Потому что если вы первым броском выкидываете девятку – вы приземляетесь на гуся:

Он удваивает ваши передвижения, вы попадаете на 18, и попадаете на гуся:

Который удвоит ваши передвижения, и вы попадете на гуся на клетке 27, который вас отправит на клетку 36, а там… Гусь.

Таким образом, стоит только выкинуть девятку, будучи на старте – вы сразу оказываетесь на финише и выигрываете.

И, что самое грустное, в эту игру играли в Европе почти 4 века. "Монополия" – самый кошмарный пример подобного феномена, когда люди продолжают и продолжают играть в одну и ту же игру, даже несмотря на то, что знают, что она плоха. И как с "Монополией", люди немного меняют её, пытаются сделать чуть более прокачанной.

Как вам Гусиная игра, но каждая клеточка – это яйцо:

 

 

Или Гусиная игра, но мы теперь внутри гуся:


 

 

Приведу рейтинг игры на БГГ:

 

 

 

Закончим с гусями. На дворе 1759 год:

 

Это "Путешествие по Европе", первая игра с картой и первая игра со складным игровым полем. И продавали их компании, которые выпускали карты, чтобы продавать больше карт, и люди наконец-то перестали играть в Гуся.

 

Слева вы видите надписи – это эффекты разных точек, на которых вы могли остановиться. И они потрясающи. Игра была сделана в Англии в эпоху протестантизма, и вот цитата: "Тот, кто остановился на клетке 48 в Риме, за поцелуй стоп Папы Римского, изгоняется за глупость свою на клетку 4, на холодный остров Исландии, и пропускает три хода". ТРИ!

Тем временем во Франции, 1791:

 

Жё дё револьюсён францес, и это опять игра в Гуся! Только вместо гусей здесь Парламенты.

 

Игра учила истории французской революции. И это важно. Дело в том, что в религиозной Европе единственный вариант, который позволит игре существовать, это если игра будет образовательной.

И вот еще пример:

 

"Лебедь изящества" – это, если очень сильно натянуть, почти что первое ДнД. Дети играли со своими родителями, и когда дети попадали на ту или иную клетку – родители зачитывали им какой-то воспитательный отрывок из специальной брошюры.

И последняя игра в этой статье:

Это игра в "Жизнь человека".

Эта игра проведёт игрока по дороге жизни, что является шагом вперёд в отношении определённой тематичности и абстрактности настольных игр. Мы уже не путешествуем географически, и мы не учимся правилам жизни, вместо этого мы путешествуем по этапам этой самой жизни. Их всего 8 – младенчество, юность, зрелость, расцвет жизни, спокойный средний возраст, старость, дряхлость, старческий маразм. Например, игрок бросает кубики, встаёт на клетку 20, и рассказывает всем, что на этом этапе своей жизни он был пекарем, а второй игрок подмечает, что он в этот же момент был политиком. Так что в этой игре истории рассказывают друг другу уже сами игроки. Что тоже своеобразная веха.

А потом изобрели картон, и игры стали всё ближе подбираться к современному состоянию.

И всё вышесказанное отлично демонстрирует, как далеко мы отошли от игр в Гуся, но, в то же время, насколько мы близко к ним остаёмся, не отпуская из настольных игр элементы магии и ритуалистики, ощущая волшебство, когда наш паттернозависимый мозг сталкивается с непредсказуемым результатом броска или вскрытой карты. 

Это седьмой выпуск цикла "История настольных игр". Продолжение следует!

Обратите внимание на другие выпуски цикла:

Материал подготовил Александр Пидченко

Доставка
Доставка
Когда курьер приедет к вам
Доставка из магазина возможна сегодня
Куда мы доставляем
Доставка возможна в радиусе 7 км от магазина
Стоимость
Стоимость доставки рассчитывается в корзине на момент оформления доставки
Ок