"Крестоносцы": коротко о главном
Игра в предзаказе на CrowdRepublic
На CrowdRepublic идут предзаказы на игру издательства Hobby World, игрокам в которой отведена роль лидеров государств крестоносцев между Первым и Вторым крестовыми походами. Их действия решат судьбу неспокойного региона Леванта, где амбиции христианского Запада сталкиваются с мусульманским Востоком.
В глаза сразу бросается игровое поле: крест приказов, земли, по которым передвигаются войска и епископы, а также рынки карт по бокам. Выше и ниже поля – планшеты государств. Между двумя нижними примостился боевой планшет.
Партия занимает до шести раундов, состоящих из одних и тех же фаз: событий, планирования, активации и дохода.
Фаза событий
В эту фазу игроки вскрывают верхнюю карту из колоды событий и применяют её эффекты. Также сарацины получают подкрепления, после чего устраивают набеги на города крестоносцев. Если оборона окажется недостаточно крепка, атакованные игроки могут потерять свои города.
Фаза планирования
Эта фаза – время согласования действий с Папским Престолом и интриг в борьбе за ресурсы Ватикана.
Игроки планируют свои действия на текущий и следующий раунды, выкладывая жетоны приказов в крест.
В распоряжении игрока 4 двухсторонних жетона приказов: строительство, молитва, сбор войск и поход. На одной стороне жетона представлен базовый приказ, а на другой – усиленный.
Жетоны игроком выкладываются в порядке очереди, по одному за раз, по два за раунд, в соответствующие им секторы креста.
В каждом секторе есть одна внутренняя ячейка и одна внешняя. Игрок за раунд может добавить жетон только в одну внешнюю ячейку. Не возбраняется класть жетон в занятую внутреннюю ячейку, но тогда придётся заплатить по монете всем, чьи жетоны при этом оказались накрыты.
Внутренняя ячейка даёт базовое действие в этом раунде, а внешняя – усиленное, то есть с бонусом, но в следующем раунде, и право взять карту шпиона, которая позволяет заслать в стан определённого соперника лазутчика. Он позволит получать определённый бонус, когда соперник выполняет указанное на карте условие.
Фаза активации
Эта фаза – основная и самая насыщенная. Игроки последовательно применяют приказы, выложенные в крест, начав со строительства и закончив походами. При этом лежащие стопкой в ячейке жетоны применяются сверху вниз. После активации приказов из внутренних ячеек жетоны возвращаются владельцам. А что до жетонов из внешних ячеек, они в конце фазы перемещаются в соответствующие внутренние ячейки (усиленной стороной вверх).
Строительство позволяет возвести постройку или повысить уровень одного города (максимальный – третий), чтобы улучшить доход, обороноспособность и производство товаров. При нехватке требуемых для оплаты строительства товаров, а их в игре 5 видов, можно потратить монеты.
Карты построек отправляются на планшет игрока, а их эффекты действуют на его государство в целом – позволяют получать ресурсы или даже действия при выполнении указанных на них условий.
(Усиленное строительство позволяет возвести одну постройку 0–2 уровней со скидкой и постройку 3–4 уровней, недоступных при базовом приказе. Усиленные версии остальных приказов в рамках статьи мы рассматривать не будем.)
Молитва продвигает фишку игрока по треку святости. Позиция на нём определяет порядок хода в фазе планирования, а движение награждает бонусами: картами рескриптов с одноразовыми эффектами и действием епископа.
Во втором случае игрок выбирает, обучить ему нового епископа или переместить в соседний город уже имеющегося. Превосходство по епископам в городе даёт право называть его своей святой землёй. Святые земли приносят очки влияния (они же и победные) и важны для эффектов части карт.
Сбор войск позволяет усилить свою армию новыми фишками отрядов, которые и перемещаются по полю, и картами тактик, с помощью которых можно переломить ход битвы во время походов.
Поход позволяет перемещать войска и вступать в бой с сарацинами и соперниками.
В начале сражения определяется начальная разница сил, а затем игроки помогают воинам манёврами, то есть картами тактик. При этом для каждой разыгранной карты соперник активного игрока выбирает, какой из двух её эффектов он отменяет. (А сыграть игроки могут до двух карт за бой.)
В целом всё напоминает перетягивание каната, но с потерями, отступлениями и подкреплениями.
Победа приносит контроль над городом и товары, а также право назначить советника, а если он уже был, оставить или сменить. Наместники приносят игроку очки влияния, если он на конец раунда выполнил условия с их карт.
Фаза дохода
В конце раунда города приносят своим владельцам доход в виде монет и товары взамен потраченных, а также очки влияния за святые земли и наместников. Параллельно заполняются опустевшие ячейки на рынках карт. А после проверяются условия конца игры.
Пора подсчитывать очки влияния, если под контролем любого игрока оказалось 4 города или 5 святых земель, если какое-либо из государств крестоносцев прекратило своё существование, потеряв свой последний город, или если эпоха подошла к концу, то есть закончилась колода событий (и, соответственно, прошли все 6 раундов).
Определение победителя
Игрок получает свой финальный счёт, прибавляя к очкам влияния, набранным во время партии, очки за выполнение условия конца игры, за монеты, оставшиеся в казне, и за выполненную папскую буллу – секретные поручения Папы Римского (игрок в начале партии получает две такие карты, одну из них оставляет себе и держит в секрете).
Несколько слов о сюжетной кампании
Сыграв несколько пробных партий и освоившись в игре, игроки могут решиться на кампанию.
Она состоит из четырёх сценариев: "Начало хроники", "Левантийские торговцы", "Вассал моего вассала" и "Восход полумесяца". Каждый из них дарит особый опыт за счёт специальных правил и конвертов с дополнительными компонентами.
Сценарии лучше проходить вчетвером, но при этом состав игроков можно менять, ведь и главы государств сменяли друг друга. Так что новый игрок может присоединиться в середине кампании или кто-то может спокойно пропустить один сценарий. При общем согласии можно даже государства менять по ходу дела.
А ещё сценарии можно проходить в режиме повышенной сложности – с учётом местностей, что делает города ещё более разными и ощутимо влияет на сражения.
Личный прогресс игроков и изменения Леванта, к которым привели их решения, отмечаются на листе летописи.
(На самом деле порядок сценариев можно менять или вовсе играть в любой по отдельности, в том числе раз за разом.)
И ещё несколько фактов
- Для партии требуется 2–4 участника 12+ лет и 2–3 часа.
- На CrowdRepublic игру можно заказать за 3 990 рублей (при рекомендуемой розничной цене 4 990).
- Доставка предзаказов пройдёт в начале июня 2025 года.
- Если предзаказная кампания соберёт миллион рублей, все участники получат по 3 промокарты.
- На CR выложены предварительные правила.
- "Настольный Сюрр" уже отметился видеобзором. Видеоролик можно найти как на Youtube, так и в VK.
- Идея игры принадлежит кандидату исторических наук Михаилу Александрову, так что и в книге правил, и в книге сценариев нашлось место для исторической справки. Довести игровой движок до ума ему помогли ребята из студии Izbushka Games: Станислав Краснов и Ольга Ильченко. Визуальную часть проекту подарила художник и графический редактор Ярославна Серебрякова.
- Также отметим, что игра подходит для людей с дальтонизмом.