Как тарифная война США повлияет на настольные игры?

16 апр 2025 15:15
Просмотрено: 316 раз(а)

Бруно Файдутти и издатели – о последствиях

Тарифная война между США и Китаем полыхает

Трамп повысил пошлины на товары из Китая до 145%! При этом для остальных стран импортные пошлины пока взяли паузу. Вашингтон угрожает делистингом китайских акций с американских бирж, а Китай в ответ грозится урезать квоту для голливудских фильмов для своего кинопроката, который является вторым по размеру в мире.

Политика Вашингтона может перечеркнуть десятилетия развития американского рынка настольных игр. Пострадает и вся индустрия в целом, ведь рынок США – один из крупнейших и самых лакомых.

Скотт Торн, который держит магазин Castle Perilous Games & Books в Карбондейле, штат Иллинойс, и преподаёт маркетинг в Университете Юго-Восточного Миссури, в своей колонке для издания ICv2 отмечает, что 10-процентную пошлину можно поглотить, даже 20-процентную, хоть и не без стресса и последствий, но 35-процентная начинает наносить серьёзный ущерб отрасли, а 145-процентная подобна бомбе.

Надежды американских издателей настольных ролевых игр, которые поставляются в основном в виде книг, тоже рушатся. Печатная продукция из Азии – книги и брошюры, насчитывающие более одного листа, а также схожая продукция – входят в список исключений. Вот только по устаревшей, но действующей классификации Службы таможенного и пограничного контроля США ролевые материалы не предназначены для пассивного чтения, а предполагают игровой процесс, так что относятся к "аркадным, настольным и кабинетным играм".

Первые последствия

Как и ожидалось, первыми жертвами стали крауд-проекты. Приведём пару ярких примеров.

Ghost Galaxy решила повременить с оглашением даты сбора средств на "окончательное издание" игры Lord of the Rings: The Confrontation. Ущерб от пошлины коснётся спонсоров из США, но компания ожидает, что они составят около 70% от общего числа. Китайский партнёр-производитель согласился взять на себя часть тарифного бремени по данному проекту. Но пока не будет определённости, Ghost Galaxy не сможет произвести все необходимые расчёты и запустить крауд-кампанию.

Play to Z сообщила, что уже почти закончила работать над файлами юбилейного издания Tales of the Arabian Nights, однако отправлять игру в печать в текущих условиях несообразно. Как следствие, 2 416 настольщиков, которые поддержали проект кошельком на GameFound, получат свои экземпляры позже запланированного. Насколько, покажет время.

Появились и первые пострадавшие среди авторов. Ник Бентли через полтора месяца покинет издательство Underdog Games, где он возглавлял студию разработки. Компания режет всё, что можно, чтобы пережить нынешний кризис: отказывается от новых проектов, переходит на карточные игры из уже лежащих в столе и замедляет темп выпуска новинок. Вместе с Ником Underdog покинет геймдизайнер и девелопер Марселин Лейман.

Бруно Файдутти высказался о глобализации и тарифной войне

(Бруно Файдутти – не только французский геймдизайнер с внушительным портфелем проектов, но и историк, социолог и преподаватель, автор диссертации, посвящённой единорогам, а точнее, сказаниям XVI и XVII веков о них. Предпочитает создавать минималистичные игры, любит замкнутые системы, которые балансируются решениями игроков. Не прочь творить в соавторстве. Автор игр "Цитадели", "Мяури" и "Кубок Грааля", соавтор игр "Вампиры: Маскарад. Вендетта" и "Диамант".)

Глобализация хороша тем, что смешивает идеи и людей, обогащает всех в культурном плане, сближает и даёт возможность представителям неблагополучных регионов выбраться из нищеты.

Но при этом глобализация – зло, поскольку способствует деиндустриализации в ряде регионов, лишая рабочих мест пожилых и низкоквалифицированных работников, а перемещение людей и товаров приводит к загрязнению окружающей среды.

Файдутти надеется, что в обозримом будущем человечество найдёт способ справедливо перераспределить производство, продолжая обмен идеями и человеческими ресурсами. По его мнению, текущая американская торговая политика, пропитанная изоляционизмом и меркантилизмом, – это путь не туда.

Большая часть производителей настольных игр сосредоточена в Китае. Фабрики встречаются то тут, то там (в той же Германии есть Ludofact), но они не заменят Longpack, Panda, Whatz или alii. Чтобы наладить производство в США, требуется лет пять, но к тому моменту многие местные издатели уже закроются. Да и кто будет инвестировать в производство, если нет ясности, долго ли просуществует политика протекционизма. Возможно, она уйдёт в отставку вместе с нынешним президентом США.

Файдутти отметил, что может сложиться ироничная ситуация, если пошлины сохранятся на том же уровне для Европы, Китая и остальных стран Азии. В Европе производственные мощности сосредоточены в основном в Польше, и может получиться так, что Китай будет производить настольные игры для европейского рынка, а Европа, включая Польшу, – для американского. Но политика США сейчас выглядит непредсказуемой, так что никто не рискнёт строить долгосрочные планы и схемы.

По его мнению, в краткосрочной перспективе американские издатели значительно повысят цены и сократят свою выручку, что скажется на ассортименте: компании начнут делать упор на проверенные временем хиты, в основном карточные, которые можно производить, причём быстро, в США.

Европейские издатели, которым североамериканский рынок приносит до трети доходов, будут вынуждены сократить своё присутствие там и, соответственно, тиражи, за чем последует повышение цен для родного и азиатского рынков.

Всё это ударит и по авторам, ведь общие продажи упадут, а их заработок составляет процент от продаж. А в конечном счёте всё это затронет и рядовых настольщиков: их как минимум ожидают более высокие цены при более скудном выборе.

А ведь последствия могут быть куда хуже. Только представьте себе, как это отразится на конвентах. Тот же Gen Con, который собирает десятки тысяч гостей со всей страны,  может серьёзно пострадать, чем лишит бизнес Индианаполиса десятков миллионов долларов, а это отразится и на казне города.

Команда Cardboard Edison провела опрос среди американских издателей, как изменится их подход при повышении пошлины на товары из Китая до 104% и более

(Cardboard Edison – студия разработки и веб-сайт, которыми заведует супружеская пара Крис и Сюзанна Зинсли.)

Из откликнувшихся 62 издателей в выборку попал 61: 52 заявили, что печатают свои игры исключительно в Китае, а остальные 9 – от случая к случаю. 37 издателей из выборки – мелкого калибра (10 и менее релизов), 20 – среднего (от 10 до 49 релизов) и 4 крупных (50+ релизов).

90% сообщили, что поднимут цены. Даже на продукцию, которая печатается не в Китае, поскольку именно в этой стране самые выгодные условия. Даже те, кто печатает свои игры в США, ведь бумага приходит из Канады, а типографская краска – из Азии. Компании со скромным запасом напечатанных игр на складах уже повысили цены или собираются сделать это в ближайшее время. Те же, у кого ещё есть приличные тиражи в обороте, отложат этот момент на несколько месяцев или даже год.

Две трети издателей порежут свои тиражи, чтобы иметь больше свободных средств для уплаты пошлины; потому что ожидают снижения продаж из-за исключения из уравнения дистрибьюторов и/или подорожания хобби для конечного потребителя; поскольку всегда можно среагировать на спрос, заказав дополнительный тираж.

56% издателей придержат выпуск текущих проектов и запуск крауд-кампаний в надежде, что ситуация изменится к лучшему. Ряд компаний хочет переждать тарифную бурю, оставив уже готовые тиражи на складах в Китае. Но не все могут позволить себе такую роскошь: у одних продукция по лицензиям, сроки которых могут истечь, а другим просто нужны продажи.

62% компаний замедлят темп выпуска новинок. Среди тех издателей, кто выпускает только собственные проекты, количество новинок снизит каждый второй. А среди тех, кто открыт для предложений со стороны, три четверти перестанут подписывать новые проекты.

Пострадает и разнообразие: издатели начнут смотреть в сторону карточных, простых в изготовлении игр и отказываться от проектов с игральными костями и ещё более сложных по составу. Количество издателей семейных игр, если верить результатам опроса, уменьшится на 19%, входных игр – на 33%, тематических – на 36%, а игр на кубиках – на 41%. В целом 23% издателей вообще перестанут выпускать настольные игры.

При этом две трети издателей не хотят менять формат своей продукции. Лишь 16% подумывают о переходе в цифру, 13% могут податься в Print & Play (начать продавать материалы для самостоятельной печати игр), только две компании смотрят в сторону книг-игр и один единственный склоняется к Print on Demand (печати по запросу).

Также издатели рассматривают стратегии нивелирования пошлин: изучают варианты печати за пределами Китая; размышляют о переходе на прямые продажи, в том числе посредством краудфандинга, что плохо скажется на сотрудничестве с розничными партнёрами и дистрибьюторами; одна компания заявила, что можно сделать акцент на работе с международными партнёрами, ведь роялти от локализованных изданий будут беспошлинными; другая подумывает переключиться на предоставление услуг по разработке игр, написанию правил и т. п.

Все эти моменты затронут и авторов:

Тем, кто получает процент от продаж, повезёт больше, ведь роялти с единицы продукции вырастет. А вот для тех, кто получает процент от чистой прибыли издателя, ситуация станет хуже некуда.

Чем меньше тиражи – тем меньше проданных копий, а значит, меньше игроков, уже охват сарафанного радио и ниже гонорары.

Нередко в контрактах с авторами перечисляются обстоятельства, при которых права на игры возвращаются к ним. Среди них встречаются чёткие сроки выпуска, так что из-за задержек релизов могут возникнуть разбирательства.

Сужение ассортимента издателей приведёт к тому, что автору будет сложнее добиться издания собственных игр. В сложные времена все стараются снизить себестоимость, и может дойти до понижения процентов роялти в контрактах с авторами. А ещё авторам придётся переключиться на минималистичные и простые по составу проекты.

Текст, основываясь на информации из открытых источников, подготовил Александр "oranged" Булгаков

Доставка
Доставка
Когда курьер приедет к вам
Доставка из магазина возможна сегодня
Куда мы доставляем
Доставка возможна в радиусе 7 км от магазина
Стоимость
Стоимость доставки рассчитывается в корзине на момент оформления доставки
Ок