Что такое "промки"?
Очень часто один из первых вопросов к новостям о локализации или выпуске новой настольной игры от игроков – "А промки будут"?
Что это вообще за зверь такой – "промки", и почему опытные любители настольных игр открывают на некоторые из них настоящую охоту?
Промоматериалы (от англ. promotion – продвижение), по определению из словаря, – это различные виды печатной, электронной и сувенирной продукции, призванные повышать узнаваемость бренда, создавать положительный имидж и повышать лояльность клиентов. Чаще всего это листовки, флаеры, брошюры, каталоги, визитки, календари, открытки, плакаты и так далее. В общем, всё, что помогает привлечь внимание покупателя к продукту и побуждает его приобрести основной товар.
Настольные игры – вполне себе развитая индустрия, где работают те же законы производства и рекламы. Поэтому здесь тоже можно найти удачные примеры промоматериалов. И, конечно, самыми желанными среди игроков являются не буклеты и не каталоги, а дополнительные компоненты, которые можно полноценно использовать в игровом процессе. Ведь они не просто реклама, а важная часть игры, при этом часто не доступная в свободной продаже, а значит, к ним в комплекте будет идти приятное чувство обладания чем-то уникальным.
К каждому настольному жанру можно придумать максимально привлекательный промоматериал. Для детективных игр это могут быть дополнительные сценарии, для карточной игры – естественно, карты, для экономических стратегий – небольшие модули, встраиваемые в геймплей, для ролевых приключений – оригинальные герои или новые враги.
А ещё бывают промки, которые нужны только для украшения и придания игре уникального внешнего вида. И такие материалы тоже очень востребованы. Более того, через какое–то время они могут стать ценным предметом для коллекционирования и дорогим лотом при перепродаже. Например, знаменитые промовагончики для игры "Билет на поезд" (Ticket To Ride). За годы, прошедшие с выхода этой популярной семейной стратегии, издательство Days of Wonder выпускало множество оригинальных вагончиков: с цистернами молока или тыквами (специально для Хэллоуина), наборы розового или полупрозрачного цветов, а также железные коробочки, содержащие поезда разных видов (с ними можно пустить по карте старомодные паровозы одновременно с современными локомотивами).
Другой хорошо известный и при этом очень ценный пример – мини-дополнение Pets ("Домашние животные") к градостроительной стратегии "Брюгге". Это уже не просто красивое дополнение к игре, а полноценный игровой модуль из 17 карт и 5 жетонов. Pets позволяет заселять в построенные дома не только людей, но и четвероногих (правда, строго одного в здание к уже живущему там хозяину). Причём животные приносят победных очков даже больше, так что игроки явно будут рады подселить к своим жильцам мохнатых и пернатых компаньонов!
Российские издательства не отстают от зарубежных. Компания Hobby World, конечно же, тоже баловала первых покупателей и участников предзаказов особыми материалами. Зная о трепетном отношении игроков к редким картам, очень часто промками становятся именно они.
Например, гордость издательства, "Русский Манчкин", стал единственным примером, когда создатель игры Стив Джексон позволил разработать отдельную часть для своей культовой карточной игры не под его непосредственным руководством. Игра изобилует ситуациями и персонажами, понятными только тем, кто вырос на территории самой большой страны в мире: среди врагов там есть Кузькина мать и бабушка с тележкой, а среди проклятий – санкции. Дополнение "Комическая гонка" вводит новый класс (космонавта) и возможность заполучить тачку. А покупатели набора "База + доп" становятся обладателями уникальной промокарты проклятья "Благоустройство улиц". А ещё на нашем сайте можно приобрести карты "Тамада" и "Подорожник", но только за накопленные бонусы.
Точно так же, за бонусы, можно приобрести и 5 промокарт для стратегии "Индустрия", в которой игроки выступают в качестве промышленников рубежа XIX-XX веков и пытаются заработать как можно больше денег с помощью оригинальной механики аукциона за предприятия. При этом тот, кто сделал наивысшую ставку, забирает фабрику себе (теперь она будет производить для него ресурсы), но каждый игрок с меньшей ставкой получает солидную компенсацию, которая иногда выгоднее самого предприятия. И несмотря на то, что партии в "Индустрию" длятся меньше часа, участникам всегда есть над чем хорошенько подумать. Промокарты здесь – это, в основном, уникальные фабрики, которые вносят разнообразие в базовый набор.
Один из последних примеров: набор из 6 промокарт, выпущенный в поддержку старта продаж ещё одной карточной стратегии того же автора, "Корпорации "Сны". Тема здесь очень оригинальна: в недалёком будущем учёные создали технологию снов на заказ, и теперь несколько фирм, за которые выступают игроки, предлагают стать их клиентами и заплатить за яркие и полезные грёзы. Механика выставления "рабочих-онейромантов" здесь изящно сочетается с построением карточного движка из снов, и 6 промок в отдельном конверте – это как раз дополнительные варианты сновидений с прекрасными иллюстрациями.
Кстати, прямо сейчас на нашем сайте тоже проходит предзаказ, участники которого получат промоматериалы. "Космобюро" – это очаровательная семейная стратегия, в который каждый игрок становится капитаном межзвёздного корабля. Главная цель – заработать как можно больше кредитов. Для этого предстоит собирать команду, грамотно располагая торговых агентов на своём планшете, следить за уровнем топлива звездолёта и собирать образцы с неизведанных планет. При оформлении предзаказа участники получают очень приятный бонус: жетоны особых способностей капитанов. Это вносит небольшую ассиметрию и уникальные возможности персонажей в геймплей – с такими жетонами играть (и переигрывать!) всегда интереснее.
По отдельным законам часто живут промокарты к коллекционным карточным играм (ККИ). В этих играх важно не просто порадовать игроков дополнительным контентом или эстетически приятными карточками, но и создать разумный ажиотаж вокруг диковинки. Какие-то карточки получить проще, приобретая их за бонусы на Hobbygames.ru. Например, доступны промокарты к линейке издательства Hobby World: ККИ "Берсерк" и "Берсерк. Герои". В то же время существуют карточки с альтернативной иллюстрацией по "Берсерку", которые можно получить, только участвуя в “Берсерк Коне” – крупнейшем фестивале игры в году. Для аналогичного крупного мероприятия "Герои Фест" даже создали особую акриловую фигурку персонажа, которой можно играть вместо обычной карточки.
Некоторые промо привязаны к турнирам или конкурсам, другие к промоакциям с партнёрами или покупке коллекционных изданий. ККИ – пожалуй, самая развитый с точки зрения промо материалов жанр, недаром "коллекционный" вынесено в его название.
Наконец, отдельно следует поговорить о дополнительных наградах, которые выдаются участникам предзаказов на крауд платформах. Ведь, по сути, это тоже промоматериалы: они созданы именно для того, чтобы людям ещё больше захотелось стать участником проекта, хотя здесь они называются "сверхцелями". Их получают бесплатно в том случае, если сбор на игру достигает определённой суммы, причём дальше возможны варианты: сверхцели либо получают только предзаказавшие, и далее они в продаже никогда не появляются, либо их вкладывают в каждую коробку тиража, а значит, они будут получены даже теми, кто приобретёт игру в рознице.
В последние годы практически ни одна игра на площадке краудфандинга Crowdrepublic.ru не обходится без целого списка сверхцелей. Вот самые яркие примеры:
- Только участники одной из последних кампаний, по предзаказу игры "Побег из Нью-Йорка", обзаведутся пластиковой фигуркой президента. Те, кто смотрел одноимённый фильм 1981 года, лежащий в основе этой настольной стратегии, знают, что именно ради потерпевшего крушение президента главный герой Змей Плискин отправился в этот наводнённый преступниками город-тюрьму
- Целую россыпь улучшений детективной игры "Тайны Аркхэма" открыло достижение сверхцелей: здесь и улучшенная обложка, и иллюстрации для карт, и актёрская озвучка завязок сценариев – всё это, конечно, оказалось доступно и для розничных покупателей. А вот эксклюзивное девятое дело и бумажный блокнот для записей остались эксклюзивными материалами предзаказа
- Интересный пример – сверхцели постапокалиптического приключения "Зона. Тайны Чернобыля". Благодаря собранным суммам все коробки первого тиража получили 10 дополнительных карт, а участники предзаказа ещё и специально для них разработанную крышку для хранения жетонов монстров, без которой они частенько разлетались по всей коробке. Промка для удобства – мелочь, а приятно!
- Те, кто предзаказал "Roll Payer Adventures. Приключения в Улосе" получили не только набор открыток с иллюстрациями из игры, но и уникальное руководство по созданию собственных приключений, а значит, для них потенциальная реиграбельность игры стала бесконечной!
Материал подготовила Юлия Харина